Всем здрям!
Ну, что, мои дорогие подписчики, продолжим?
Октябрь 2021.
Сильно задерживаться на нем не буду - прошел он довольно спокойно.. Было немножко шиномонтажа, запчастей продали на 275 тыс, из них прибыль составила 62 тыс. Общая оборотка по сервису составила 1,280 млн. Валентин заработал 206 тыс и ходил довольный, как слон, Умар заработал 132, Толя 136. Игорю за его труды заплатил 126 тыс. Мне осталось 59. Благо, что не в минус. Обслужено было 240 машин, из них 85 - от партнеров. из-за минусов в прошлых месяцах улучшений почти не делал - потратился на 11 тыс. Купил новые стяжки для пружин, пару наборов рожковых ключей и подставки под автомобиль. Это был еще один месяц, когда доход был плюсовым и выше моих доп вложений в сервис, несмотря на их минимальность.
В конце ноября объявили локдаун (по короновирусу), который протянулся в пару недель. Естесственно, никто мне не собирался компенсировать никаких затрат, арендодатели тоже отказались от переговоров по снижению аренды, аргументировав тем, что власти Москвы им тоже не снизили ни одного платежа (бывший хозяин, кстати, тоже рассказывал, что во время прошлогоднего локдауна ему никто не снижал аренду), поэтому было принято решение работать на свой страх и риск. Чтобы уж хоть как-то проскочить между двумя паровозами (с одной стороны локдаун с огромными штрафами, с другой стороны арендная плата в в 250к, которую надо было где-то брать) была придумана следующая схема: Автосервис работал за закрытыми воротами. Прямого контакта с клиентами не было. Если кто-то хотел отремонтироваться - договаривались, что человек должен будет приехать, оставить авто перед воротами с ключом в замке. Далее мы выходили, парковали автомобиль, а как ремонт был выполнен - оставляли заказ-наряд на сиденье и незадолго до прихода клиента открывали авто и клали ключ на торпеду. Вся оплата происходила переводами на банковскую карту. Примерно таким же способом работали 90% остальных сервисов по Москве. Некоторые сервисы понаглее (или побезбашенней) работали как раньше, не прячась. Но, к примеру, одного из моих крупных соседей так накрыла проверка (у которых, кстати, тоже был план по пойманным нарушителям). Зашли к ним в широко открытые ворота и выписали штраф в 500к. Ходили слухи, что те собирались вроде даже как-то судиться, но не знаю, чем дело кончилось. Скорее всего, штраф им пришлось заплатить. Меня чудом участь сия миновала, и я смог нормально закрыть аренду.
Так что анекдот про президента зашедшего в бар и заказавшего всем пива за счет заведения - как нельзя в тему. Порой вообще, не смотря на постоянные заявления со стороны власти, что они всячески помогают развитию малого предпринимательства, создается впечатление, что тебя намеренно хотят задушить. Многие подзаконные акты выпускают даже не думая о последствиях и как люди из них будут выкручиваться. Хотя, надо признать, и есть положительные изменения, например, в сдаче той же отчетности. Многое упростилось. Ну, не будем о политике.
Ноябрь 2021.
Так как активно пошел шиномонтаж - было принято решение взять под него отдельного человека, чтобы ребята не отвлекались от основных работ. Иначе будут бегать туда-сюда, за все хвататься. Половину работ отфутболят и сервис опять в минусах будет. Шиномонтажника взял на сезон под 40% (что для шиномонтажника является довольно хорошим процентом). Пришел работать русский парень Иван с довольно грамотным подходом к делу. сразу попросил докупить ему всяких расходников по шинке и в целом проявил себя достойно. Валентин, конечно, был против. Ходил насупившись, что ему меньше "вкусного" достанется. Вот, мол, как началась хорошо оплачиваемая работа и ты на нее взял отдельного человека, а нам всякую мелочь отдаешь. Но я отрезал фразой, что аренду платить мне, а посему и планировать работы мне.
Валентин походил подулся с несколько дней, но вроде успокоился.
В целом за месяц было более 90 машин с шиномонтажем и Иван хорошо разгрузил парней. заработал он 50 тыс на 40%, а значит, сервису принес 75. Валентин наработал 183 тыс (так что его жалобы на маленький заработок были не обоснованы), Умар 122, Толя 89. Игорь заработал на запчастях 101 тыс и получил зарплаты в 123 тыс. + 4 человека оставило шины на хранение (это 11 тыс по сумме. копейки на общем фоне, но все равно + в копилочку).
Не смотря на локдаун общая оборотка составила 1,350 млн руб, обслужено 270 машин (из них 80 от партнеров). Сервис вышел в +148 тыс рублей. Улучшений было на 91 тыс (опять хорошо, что меньше заработка, т.е. положительный баланс сохранился). Из основных трат - купил бу промышленный осушитель в малярку, чтобы компрессор меньше влаги гнал, шланги, переходники, стеллаж под омывайку и купил ноутбук и "Васю-диагноста" под VAG-и (оказалась весьма полезная штука. Только ей кроме меня на сервисе никто не умеет пользоваться)) ).
В ноябре из интересного была вот такая машинка. Ауди. Хозяин сначала хотел свапнуть мотор на "контрактный" (вообще, не знаю, кто так грамотно продвинул это название, но по сути это такой же БУшный мотор с другой тачки). Долго искали варианты заказчику. Потом нашли один вроде не плохой с гарантией. Выехали на осмотр мотора. Оказалось, что в двух цилиндрах leek-test показал утечку выше допустимой. Продавец отказался давать гарантию при вскрытии клапанной крышки, поэтому решено было отказаться от покупки контрактника и перебрать текущий мотор. Авто отдал Умару. Вся эпопея вместе со всеми гильзовками (еще не везде соглашались брать этот мотор на гильзовку - там тонкие стенки цилиндров), переборками и шлифовками растянулась примерно на месяц. Но мотор сделали, собрали - хозяин остался доволен. Единственное была заминка, наверное, в неделю после сборки - мотор троил. Приглашали разных диагностов, никто не мог ничего внятного сказать. Кто на ГРМ грешил, что типа неправильно метки выставили (открывали переднюю крышку, перепроверяли), то еще на что-то. Мы с Игорем тоже сидели на форумах и ломали головы. Так же спрашивал Валентина - он грешил на клапаны управления VVt на распредвалах. В общем долгими думами пришли к тому, что желательно их поменять на новые (знакомые мастера подсказали, что если к ним приезжает авто с подобным двигателем на капиталку - они меняют эти клапаны "по умолчанию", причем обязательно на оригинальные. Иначе сексуальные упражнения с движком обеспечены. Умар тоже что-то искал на форумах (оказалось, кстати, что он довольно продвинутый таджик и помимо родного и русского языка еще умеет немного в английский, сидит на фейсбуке с инстаграмом (пока те еще не были признаны враждебными соцсетями) и вообще не только руками работать), но выдаваемые им предположения были даже из разряда не близко. Так как я запретил ему брать в работу какие-либо авто пока он не доделает эту ауди - он ходил чернее тучи, но тоже активно участвовал в процессе поиска решения проблемы. Так как новые клапаны управления стоили довольно дорого, заказчик отказался их покупать без гарантии, что это 100% поможет в решении проблемы. Решили попробовать еще раз промыть эти + попробовать постучать легонько по ним (бывают они западают/закисают). Сделали, поставили на место - и это помогло! авто начал работать ровно! Я уже мысленно перекрестился, потому что хотел купить эти клапаны за свой счет, чтобы проверить наше предположение по поводу их неработоспособности. Если бы это не помогло я потерял бы деньги на клапанах и оставался только вариант перегнать авто в специализированный ауди-центр, чтобы его довели до ума, даже если это будет в минус (взялся за гуж - не говори, что не дюж). В общем все сделали, авто отдали, заказчик доволен - мы заработали деньги и бесценный опыт в ремонте подобных движков. Оказалось, что гильзануть и собрать движок - это еще полдела. А вот заставить его правильно и ровно работать - вот основная задача!
Декабрь 2021.
Иван проработал еще неделю с начала месяца, потом шиномонтаж сошел на нет и мы с ним попрощались. Всего в декабре на шинку была 31 машина, после ухода Ивана ее делали Валентин и Умар. Где-то к середине месяца я созрел до того, что надо продать один старый винтовой подъемник (который был совсем плох).
Отдал его за 45 тыс с самостоятельным демонтажем и вывозом (довольно хорошо умудрился продать). Вон ребята упражняются.
Вместо него решено было купить 4х-стоечный. А заодно начать готовить место под 3го слесаря. + меня не покидала идея сделать сход-развал. Но поскольку подъемник + сход-развал были для меня пока не подъемной ношей - было решено есть слона по частям. Я проштудировал объявления на Авито среди БУшных подъемников, нашел несколько в наиболее хорошем состоянии с адекватной ценой и в итоге вот:
Взял длинномерный подъемник на 5,5 тонн (чтобы можно было и коммерческий транспорт поднимать) с траверсой. Вместе с монтажем и доставкой он мне обошелся в 267 тыс. На нем не так удобно работать, как на обычном, но есть и свои плюсы. Валентин сетовал, что я зря его купил и что лучше бы было поставить на его место хороший 2хстоечный. Я сначала немного расстроился, но сейчас оглядываясь на опыт использования этого подъемника - считаю, что в более-менее среднем сервисе хотя бы один такой должен быть. А уж для длинномерных микроавтобусов и газелей - незаменимая штука. Во время монтажа выяснилось, что тросы на подъемнике уже изношены и начали местами "пушиться". Т.к. продавец давал гарантию на сей агрегат - я позвонил ему. Тот оказался честным парнем и за свой счет поменял мне тросы на совершенно новые. В итоге я получил практически новый подъемник за весьма хорошую цену.
Еще из улучшений я купил большой профессиональный споттер на тележке (старый ручной совсем стал плох), купил автоматический стенд для проверки и мойки бензиновых форсунок (на самом деле, сомнительная была покупка и такой имеет смысл покупать только если уже куплено все остальное - используется он довольно редко и еще себя не отбил. Хотя я на него и рекламу особо не даю. Он просто есть), купили кое- какие фиксаторы ГРМ, рассухариватель для клапанов на отечественные авто (невзначай понадобился под клиента), купил хороший дымогенератор для диагностики подсоса воздуха и купил несколько гигов видеокурсов по устройству автомобиля и его диагностике, которые потом отсматривал весь НГ и январь)). Учился, чтобы лучше понимать автомобили и знать в какую сторону копать при тех или иных неисправностях.
Всего улучшений было на 416 тыс (на самом деле на 461, но я минусанул проданный подъемник, как возврат денег "на базу").
По итогу. Успели обслужить 210 машин (из них 46 от партнеров), общая оборотка составила 1,210 млн, на запчастях заработали 95 тыс, Валентин заработал 176 тыс, Умар, 126 тыс, Толя 84 (совсем сдулся и начал косячить. Начал требовать постоянного контроля над собой, иначе мог отдать машину с недоделками), Игорь заработал 116 тыс.
Я, как владелец, заработал 140 тыс (при потраченных на улучшения 416 тыс).
Так как последние пару месяцев мы сработали не в минус - было решено немного это отпраздновать и вместе встретить новый год:
Толя нанизывал шашлыки, а Игорь их жарил. Жарили прямо в малярке со включенной вытяжкой 31-го числа. Но запах помню был на весь сервис. К вечеру заезжали какие-то барышни на мелочевые работы и прям все обохались, как офигенно у нас пахнет. ))) предложили им угоститься шашлыками, но те вежливо отказались.
Время подводить итоги! Пробежался по своим табличкам и вытащил наиболее интересные цифры:
Итак, что у нас получилось. За год мой сервис обслужил 2200+ автомобилей с суммарным оборотом в 13,32+ млн рублей. Из них я 5,64+ млн выплатил моим рабочим зарплатами. 2,36 млн отдал за аренду - вот уж кто зарабатывает не смотря ни на что. Короновирус-не короновирус, а деньга капает. Еще 0,5 млн сожрала коммуналка. Если присмотреться -то самые большие минуса у меня как раз были в зимние месяцы когда росла коммуналка. С ее уменьшением и попутным увеличением объемов работ - стал расти и доход. Необходимых расходов вышло почти на 1,79 млн. Их резкий скачок связан с тем, что я начал вкладывать большие суммы в рекламу (по 60-100 тыс в месяц) + большая статья - расходы на материалы для малярки и подбор краски. Остальное - мелочевка в виде вывоза мусора, заказа перчаток, пасты для рук, воды, зп уборщице и прочей жизнеобеспечивающей ерунды, но без которой никуда. По итогу за вычетом всех зарплат и расходов за 2021 год я заработал 513174 руб, что переводя в месячную цифру составило 42764,5 руб/мес. Очень скромно. Учитывая то, что в Москве можно уборщицей на полставки больше зарабатывать. А вложил в сервис за год я 1,75 млн, т.е. сумму, гораздо большую, чем тот мне принес. И если бы не моя основная работа, доход от который почти полностью я вливал в автосервис - остался бы без штанов.
Кстати, в декабре я уволился. Захотелось немного отдохнуть от программистких дел и более плотно лично позаниматься сервисом.
Также долгое время меня выручала сдача одного из подъемников ребятам-катализаторщикам. Если бы не они - я бы заработал еще на 350 тыс меньше. Но к сентябрю у них дела пошли не очень и они съехали. Точнее, я их выгнал после того, как они как 1,5 месяца перестали платить за аренду. Но с другой стороны - я научился выживать без них, так что везде свои плюсы.
Валентин за год заработал 1,64 млн денег, что при его 2х-месячном отсутствии составило в среднем 164 тыс в месяц зарплаты. У Умара по среднему за 9 месяцев получилось 149 тыс в месяц. Зарплата Игоря в среднем составила 121 тыс. Толик в среднем получал 137 тыс.
Подведя итоги за год, проанализировав свои основные статьи доходов и расходов, я пришел к выводу, что в моем сервисе зарабатывают все, кроме меня :-D. Также проанализировав опыт работы с шиномонтажником Иваном на 40%, поэкспериментировав с табличками, я пришел к выводу, что данная цифра - отличный вариант, чтобы максимально компенсировать издержки и более стабильно переносить тяжелые месяцы. Да и в целом по Москве зарплаты в автосервисах колеблются в пределах 30-35%, реже 40%. 50% - вообще большая редкость. Поэтому чтобы начать зарабатывать больше, чем вкладываю, было решено немного поднять цены на работы (чтобы не работать совсем уж по низу рынка) и перевести ребят на 40% оплаты труда. Я понимал, что это сделать будет сложно, поэтому пришлось идти на некоторые уступки. В первую очередь я провел общее собрание, рассказал про цифры по сервису, которые вы видели выше, изложил ситуацию, что я вкладываю огромные деньги, трачусь на рекламу, аренду, много других расходов, за все отвечаю головой и кошельком, а в итоге почти ничего не зарабатываю. Объявил, что принял решение перевести ребят на 40%, НО. Чтобы нивелировать уменьшение их дохода - с января следующего года мы поднимем цены на большинство работ (решил зайти с этого края. Вроде и вы ничего особо не потеряете и я смогу отбивать расходы). Конечно, никто из рабочих не был особо рад этой новости но на фоне увеличения стоимости работ выглядела она не так грустно. А дальше начался торг. Ребята подходили ко мне по одному в течение следующей недели и мы начинали разыгрывать с каждым из них "промежуточные варианты". В итоге с Валентином сошлись, что за его постоянных клиентов я плачу по прежнему 50%, а за клиентов, приведенных мной по рекламе - я буду платить по 40. С Умаром договорились, что тот будет работать на 40% + я ему буду оплачивать ежемесячно патент, что меня тоже вполне устроило. Толик остался на 50% - его продавить я не смог ни на грамм, даже до 45, но я запланировал со временем его заменить - он начал работать на отвали, лишь бы быстрее сдать авто и получить деньги. Потом клиенты приезжали с претензиями и он доделывал. На мои вопросы, почему сразу нельзя было сделать хорошо - он постоянно находил какие-то отмазки. Игоря по зарплате трогать не стал - меня устраивала его работа и то, что он меня разгружал, да и к тому же он опять начал говорить, что мало зарабатывает, хотя для приемщика это очень хорошая зарплата.
Так закончился мой прошлый "разгонный год", благо, что по итогу в плюс, хоть и не большой. В следующих постах расскажу про мое дальнейшее расширение, как переносил СВО, мобилизацию и еще много всего интересного. Всем спасибо за внимание!